14 сентября, 2020

«Моя профессия – путевка в жизнь» (Проект по организации профориентационной работы в МКОУ «СОШ №9 им. Р.В. Лонкунова»)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 им. Р.В. Лонкунова»

«Моя профессия – путевка в жизнь»

(ПРОЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В МКОУ «СОШ №9 ИМ. Р.В. ЛОНКУНОВА»)

Авторы проекта:

Аверьянова Гульнара Николаевна,

учитель русского языка

Максимова Антонина Васильевна,

учитель географии

с. Тас-Юрях, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

Паспорт проекта

………………………………………..

3 стр.

Аннотация

………………………………………..

4 стр.

Актуальность

………………………………………..

4-5 стр.

Механизм реализации проекта

………………………………………..

5-7 стр.

Основные направления и формы работы по профориентации

………………………………………..

7-8 стр.

Этапы реализации проекта

………………………………………..

8-9 стр.

Условия реализации проекта

………………………………………..

10 стр.

Механизмы реализации проекта

………………………………………..

11-13 стр.

Предполагаемые результаты проекта

………………………………………..

14 стр.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Информационная карта

Полное наименование проекта

Проект по организации

профориентационной работы в школе в МКОУ «СОШ №9 им. Р.В. Лонкунова»

Цель проекта

Усовершенствование системы учебно-воспитательной работы, направленной на обеспечение профессиональной ориентации школьников на уровне среднего общего образования

Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников)

Учащихся школы в возрасте от 10 до 17 лет (учащиеся МКОУ «СОШ №9 им. Р.В. Лонкунова»), 55 учащихся.

Сроки реализации проекта

2016-2019 гг.

Краткое содержание

Суть нашего проекта – организация взаимодействия школы с компаниями недропользователей, ориентация учащихся на поступление в ССУЗы, ВУЗы и получение профессий по техническим специальностям.

Название организации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. Р.В. Лонкунова», муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).

Почтовый адрес организации, авторов проекта

678184, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, с. Тас-Юрях, ул. С. Попова, д. 14, тел.

Телефон, факс, электронный адрес организации, сайт

75-0-01, факс: (41136) 75-0-76, e-mail: [email protected], http://www.лонкунов9.рф/

АННОТАЦИЯ

МКОУ «СОШ №9 им. Р.В. Лонкунова» является единственным общеобразовательным учреждением в селе, работающим на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей, выполняющим задачу профориентационной подготовки школьников, а также социокультурную и социально – педагогические функции. Большая часть родителей в социальном заказе школы ставит на первый план обеспечение уровня подготовки, необходимого для поступления в средние, высшие учебные заведения.

Выбор профессии не каждому дается легко. Одни определяются благодаря помощи родителей и их примеру, другие избирают более практичный вариант и ориентируются на рынок труда, третьи следуют своим устремлениям. Но есть и такие, кто остается на распутье, и даже получив аттестат о среднем образовании, не уверены, куда двигаться дальше. Развеять сомнения, заблаговременно определиться с выбором специальности и учебного заведения учащимся образовательного учреждения помогает профориентационная работа, реализуемая в с. Тас-Юрях Ботуобуйинского наслега Мирнинского района, на территории которой ведут деятельность семь газовых и нефтяных компаний, осваивающих Среднеботуобинское газоконденсатное месторождение «Ростнефтегаз», ООО «Тас-Юрях Нефтегазодобыча», «АЛРОСА-Газ», Иркутская нефтяная компания, «Газпром Геологоразведка», «Иреляхнефть», «Сургутнефтегаз», самыми крупными из них являются «АЛРОСА-Газ» и «Таас-Юрях Нефтегазодобыча».

Проект был разработан с целью предоставления старшеклассникам дополнительной информации в выборе профессии и развития у них профессиональных компетенций, необходимых для дальнейшей социализации в соответствии с запросами регионального рынка труда. Он уникален тем, что в рамках его реализации впервые создана коммуникационная площадка «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», «Ростнефтегазодобыча», АЛРОСА -Газ для общения профессионалов-практиков со старшеклассниками, позволяющая сформировать у выпускников готовность продолжать обучение по профессиям недропользования. 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Село Тас – Юрях находится на расстоянии 180 км от Мирного. Проживает около 500 человек. На территории наслега найдены богатейшие запасы нефти и газа. В данное время в окрестностях села ведут деятельность 7 газонефтяных компаний, осваивающих Среднеботуобинское газоконденсатное месторождение. Промышленное освоение территории наслега способствует тому, что выпускники нашей школы при выборе профессии ориентируются на географическую близость предприятий, чтобы не отрываться от дома и семьи, стабильную зарплату, востребованность рабочих профессий.

Целью системы профессиональной ориентации является формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Осознанность выбора профессии с учетом своих способностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий представляет ядро профессионального самоопределения. Суть нашего проекта – организация взаимодействия школы с компаниями недропользователей, ориентация на поступление в ССУЗы, ВУЗы и получение профессий по техническим специальностям.

Данный проект разработан в целях реализации системы мер по профессиональной ориентации школьников, социальной адаптации и психологической поддержке учащихся 7-11 классов. 

Профессиональная ориентация школьников на уровне среднего общего образования является одной из основных образовательных задач МКОУ «СОШ №9 им. Р.В. Лонкунова» и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника:

  • представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;

  • универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

  • общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике, города, региона и страны;

  • способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на уровне среднего общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.

Проект представляет стратегию построения профориентационной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации и является составной частью программы развития школы. Мероприятия проекта будут способствовать оказанию содействия школьникам в профессиональном самоопределении.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Обоснование выбранного формата реализации проекта.

Планируя работу по профориентации среди школьников, мы отдаем себе отчет в том, что задача профессиональной ориентации стала намного сложней. Современный выпускник школы заинтересован в практико-ориентированных знаниях, которые потребуются ему в условиях рыночной экономики. Сегодня профессиональная ориентация — это не просто рассказ о профессии. Это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и, конечно, с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации.

В школе разработана и действует система профориентационной работы, которая включает в себя традиционные формы: профессиональные консультации, информационная, агитационная, разъяснительная работа среди школьников.

Цель проекта: усовершенствование системы учебно-воспитательной работы, направленной на обеспечение профессиональной ориентации школьников на уровне среднего общего образования

Задачи:

  • рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности;

  • привести в систему диагностические мероприятия по определению выбора профессионального самоопределения   учащихся, способствующих созданию  личностной  траектории развития   каждого учащегося, исходя из  его  природных  возможностей с учетом востребованности на рынке труда;

  • информировать учащихся средней школы и их родителей (законных представителей) об актуальности выбора профессий, востребованных на рынке труда;

  • способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности.

Профориентационная работа в школе ориентирована не только на конкретный и хороший результат (личностные универсальные учебные действия), но и направлена на формирование общечеловеческих ценностей и развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Разработка технологий:

МКОУ «СОШ №9 им. Р.В. Лонкунова» совместно с партнерами проводит семинары для обсуждения вопросов трудоустройства, занятости молодежи и обучения технологиям карьеры, конференции «Молодой специалист 21 века», «Карьерные траектории будущих профессионалов»; «Инновационные формы и технологии трудоустройства и занятости школьников в современных условиях ».

Партнеры:

  • ООО «Тас-Юрях Нефтегазодобыча»;
  • «АЛРОСА-Газ»;

Предполагаемые партнеры:

  • «Ростнефтегаз»;
  • Иркутская нефтяная компания;
  • «Газпром Геологоразведка»;
  • «Иреляхнефть»;
  • «Сургутнефтегаз».

Данный проект разрабатывается на основе следующих принципов:

  • принцип сознательности в выборе профессии, который выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;

  • принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии;

  • принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы;

  • принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Основанием профориентационной работы в школе является учет индивидуально-психологических особенностей ребёнка, учет требований рынка профессий. 

В соответствии с выше представленной структурой профориентации, выделены основные направления:

Профессиональное просвещение

Информационные листки, буклеты, классные часы, виртуальные экскурсии в мир профессий, обсуждение СМИ, работа со справочниками с описанием профессий (специальностей), их особенностей, ознакомление с профессиональными стандартами, справочниками для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости, информирующие о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности.

Профессиональная диагностика

Наблюдения, учебные дисциплины, анкеты, опросники, традиционные и модифицированные методики по самоопределению учащихся и выявлению у них потребностей, интересов, склонностей

Профессиональная консультация

Консультации, пробы пера, эссе, репортажи, подбор стихотворение, творческие музыкальные вечера «Песни о профессиях» и др., оказывающие непосредственную помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора

Профессиональная адаптация 

Проекты (участие в республиканском и районном проектах «Молодежь Якутии – в промышленность»), «Алмазная россыпь проектов»), конкурсы, фестивали профессий, выставка «Образование и карьера», профессиональные пробы, школьная трудовая деятельность и др., способствующие развитию процесса приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки реализации проекта – 5 лет (2015-2019 гг.)

Подготовительный этап. 2010 — 2015 года (определение концептуальных ориентиров и стратегии развития профориентационной работы, разработка и утверждение проекта по организации профориентационной работы). Выработка концепции.

Реализация подготовительного этапа предусматривает прохождение следующих стадий: стадии целеполагания, стадии инвентаризации и прогнозирования, оперативно-тактическую стадию, организационную стадию.

Стадия целеполагания (сентябрь 2015 года).

Основное ее назначение состоит в том, чтобы обобщить проделанную работу; определить главную цель и задачи на новом этапе. Разработка конечных результатов для исполнителей проекта.

Содержание:

  1. Представление проекта по профориентационной работе.

  2. Обсуждение целевого блока и механизма реализации проекта в методических объединениях.

  3. Подведение итогов обсуждения на школьном совещании.

Результаты стадии целеполагания:

  1. Информированность участников о планах школы по профориентационной работе.

  2. Конкретизация задач на уровне школьного МО и отдельных педагогов.

  3. Согласованность в действиях, уточнение и коррекция содержания проекта.

Стадия инвентаризации и прогнозирования (сентябрь 2015 г.).  Проведение ревизии имеющихся в распоряжении педагогов ресурсов (в том числе цифровых) с точки зрения поставленных цели и задач, определение направлений необходимых преобразований, форм и методов осуществления.

Содержание:

  1. Учет и предварительная оценка имеющихся доступных педагогам ресурсов в отношении их применения в образовательной деятельности.

  2. Консультации с участниками по вопросам использования ресурсов в процессе реализации проекта.

Результаты стадии инвентаризации и прогнозирования:

  1. Определение набора образовательных ресурсов для работы по данному направлению.

  2. Информированность участников проекта.

Оперативно-тактическая стадия (октябрь 2015 г.).  Разработка личных и групповых планов действий, обеспечивающих получение запланированных результатов. Коррекция путей и средств достижения целей, разработка директивных и календарных (по видам отдельных работ и срокам их выполнения) сетевых графиков с указанием конкретных исполнителей.

Содержание:

  1. Тренинг по разработке личных и групповых планов действий, обеспечивающих получение запланированных результатов.

  2. Оформление плана-графика реализации проекта.

  3. Определение конкретных исполнителей проекта.

Организационная стадия (ноябрь 2015 г.). Разработка и принятие необходимого нормативно-регламентирующего обеспечения образовательного процесса по профориентационной работе.

Диагностический этап. Декабрь 2015г – Май 2016 гг. (определение критериев и показателей профориентационной работы, проведение диагностик, построение и апробация концептуальной модели проекта, моделирование и реализация инновационных форм по данному направлению, обеспечение необходимых условий для реализации проекта).

Формирующий этап. Сентябрь 2016 года (реализация проекта, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества профориентационной работы и коррекция плана мероприятий по реализации проекта).

Итогово-обобщающий этап. Сентябрь — Май 2016-2019 гг. (проведение итоговой диагностики эффективности реализации проекта; обобщение опыта деятельности школы). Определение трудностей, противоречий в реализации проекта (Стадия рефлексии и коррекции  — подведение итогов выполнения проекта, составление отчета о результатах работы исполнителями, а также проведение необходимых исследований для последующих преобразований информационной среды и педагогической системы). Определение дальнейших перспектив работы школы по данному направлению.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия промышленных предприятий (недропользователей), семьи и школы в процессе формирования профпригодности личности школьника;

  • создание в образовательном учреждении системы психолого- педагогической поддержки проекта по данному направлению;

  • создание в образовательном учреждении организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных, информационных);

  • вовлечение партнеров – недропользователей в совместную деятельность с участниками образовательного процесса ОУ для профориентации, самоопределения и вовлечение в сферу промышленного производства.

Требования к условиям реализации проекта

Кадровые условия: наличие социально-психологической службы, курсовая подготовка, повышение квалификации, дистанционное образование; привлечение специалистов, непосредственно работающих в предприятиях недропользователей, работающих в окрестностях села, совместная работа с преподавателями МПТИ (СВФУ).

Программно-методические условия: 

  • план работы профориентационных социокультурных пространств;

  • план методической работы с учителями-предметниками по реализации программы профориентации на уроках;

  • план профориентационной работы психолого-педагогической службы школы;

  • план курсовой подготовки по программам повышения квалификации учителей-предметников, реализующих программу профориентации школьников на ступени среднего общего образования.

Материально-технические условия:

  • наличие оборудованного профориентационного кабинета.

Информационные условия:

— оснащение школьной библиотеки литературой из области специальных и профессионально-ориентированных знаний;

  • свободный доступ к ресурсам сети Интернет, обеспечение доступа в сеть Интернет.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Деятельность педагогического коллектива направлена на решение каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели МКОУ «СОШ №9 им. Р.В. Лонкунова» руководствуется как ранее апробированными, обеспечивающими решение локальных проблем, так и модифицированными способами и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга и другими, направленными на решение комплексных задач.

Содержанием проекта профессиональной ориентации школьников на ступени среднего общего образования является развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии.

Развитие деятельности учащихся предполагается осуществлять на учебном материале в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках клубных пространств, в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В рамках преподавания учебных дисциплин учителем должны создаваться условия для обеспечения работы учащихся с содержанием образования программы профессиональной ориентации:

Во внеурочных пространствах школы основным реализуемым содержанием образования программы профессиональной ориентации школьников на ступени среднего общего образования становятся компетентности (универсальные и специальные), позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы, делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:

  1. коммуникативная компетентность;

  2. способность к адекватному самооцениванию;

  3. оперативное и перспективное планирование;

  4. отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;

  5. создание текстов для самопрезентации;

  6. анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной программы.

Важным результатом и одновременно механизмом достижения предпосылок к эффективной профориентации учащихся реализации проекта должна стать сформированная позиция учащегося как субъекта собственной деятельности. В этом случае роль педагогического сопровождения будет заключаться в организации учебной, проектной деятельности учащихся в обустройстве пространства для практико – ориентированной компетенции.

Основные формы и методы работы с содержанием образования:

  • работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина — материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);

  • работа с учебными материалами вне учебных занятий – исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, стажировки, экскурсии и др.;

  • работа в метапредметной или надпредметной области – исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах, производительный труд, производственные практики (участие в Республиканской экспедиции «Молодежь Якутии – в промышленность!», участие в районном фестивале ученических проектов «Алмазная россыпь проектов»);

  • работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы;

  • работа в пространстве расширенного социального действия – познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы;

  • индивидуальная работа с классными руководителями по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах.

  • профориентационный урок, он имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе;

  • профориентационная беседа — наиболее распространенный метод (беседа должна быть логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно) с ООО «Таас-Юряхнефтегазодобыча», агитация на поступление ВУЗ по специальности «Нефтегазодобыча» (Тренинг по выбору профессий, игра «Рука судьбы», показ кинофильма «Таас-Юряхнефтегазодобыча», презентация общества, дискуссия по теме «Все профессии важны», участие выпускников 11 класса на ярмарке образовательных услуг, г. Мирный)

  • выставки (профориентационные конференции, собрания, встречи, со специалистами и др.) (выставка буклетов учебных заведений, оформление информационного уголка, раздача листовок, буклетов СПО, ВПО);

  • экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами (экскурсии по промышленным объектам и ГЭС п. Чернышевский, СПО «Мирнинский индустриальный техникум», п. Светлый, экскурсия старшеклассников по объектам АК «АЛРОСА-газ» с. Тас-Юрях).

Управление проектом

Непосредственное управление осуществляют заместители директора по УВР. Методическое сопровождение осуществляется руководителями МО классных руководителей. Диагностирование и сбор информации с целью получения обратной связи по реализации проекта проводится педагогом-психологом. Определение и вовлечение структур партнеров в совместную деятельность с участниками образовательного процесса определяет директор и заместитель директора по УВР.

1. Отслеживание процесса реализации проекта.

2. Мониторинг результатов.

3. Корректировка плана реализации проекта.

4. Анализ и подведение итогов.

Критерии и показатели

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

Мотивационно- ценностный

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности на основе с личностными склонностями и возможностями.

Деятельностно-практический

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

  1. Программа профориентационной работы для учащихся 4-11 классов.

  2. Личные профессиональные планы учащихся.

В рамках профориентационных работ, учащиеся МКОУ «СОШ №9 им. Р.В. Лонкунова» приходят к пониманию содержания, характера труда в сфере деятельности компаний – партнеров («Ростнефтегаз», ООО «Тас-Юрях Нефтегазодобыча», «АЛРОСА-Газ», Иркутская нефтяная компания, «Газпром Геологоразведка», «Иреляхнефть», «Сургутнефтегаз», АК «АЛРОСА»); Они получают общие теоретические сведения, связанные с характером выполнения работ, знакомятся с рабочими профессиями.

В ходе проведения профориентационных работ у учащихся формируется определенный алгоритм поведения, самоопределения, социальная адаптация, психологическая готовность работать в полинациональном коллективе.

Скачать в формате DOCX.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *