27 ноября, 2020

Программа летнего эколого-краеведческого лагеря «Сарыал»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 им. Р.В. Лонкунова»

 

 

 

 

П Р О Г Р А М М А

летнего эколого-краеведческого лагеря

«Сарыал»

 

 

 

 

 

Разработчики:

Иевлева А.Н., педагог-организатор школы

Кычкина С.А.- начальник ЛОУ

Чоноева А.И. – воспитатель ЛОУ

 

с. Тас-Юрях, 2015г.

 Скажи мне – и я не забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.

Китайская пословица

 

Пояснительная записка

МКОУ СОШ №9 им. Р.В. Лонкунова ряд лет работает над реализацией экологического воспитания: учебного, исследовательского, игрового, пропагандистского, общественно-полезного, т. к. одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников.

Экологическая культура — неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы.

Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа эколого-краеведческого лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности, воспитывает бережное отношение к природе.

Программа включает в себя следующие направления:

  • образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
  • воспитательное;
  • спортивно-оздоровительное направление.

Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа, туристические походы.

Теоретическая часть программы эколого-краеведческого лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры, защиту рефератов, разработку экологических и краеведческих проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве территории села и школы, очистка берегов реки от мусора, работа на пришкольных учебно-опытных участках, теплице.

Эколого-краеведческий  лагерь это ещё и школа жизни: в походах дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.

Программа работы эколого-краеведческого лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

 

Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических и краеведческих знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.

 

Задачи:

  • воспитательные:
    • вовлечение каждого участника смены в коллективный процесс.
    • Вовлечение творческую и исследовательскую деятельности;
    • приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;
    • формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;
    • формирование у детей здорового образа жизни.
  • организационно – практические:
    • развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской деятельности у детей;
    • формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;
    • изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения и составление экологического паспорта с. Тас-Юрях. 

 

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, в области дополнительного эколого-краеведческого образования. Смена учебной деятельности, на  альтерна-  тивные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности отряда, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Данный лагерь предназначен для воспитания экологической культуры и получения дополнительных знаний в области экологии, краеведения разновозрастной группой детей и подростков, получивших первоначальные знания на уроках природоведения, окружающего мира, истории.

Максимально широкий спектр возможных творческих и          познаватель-  ных мастер-классов способствует развитию у детей  различных умений и навыков для исследовательской работы.

В программу работы эколого-краеведческого лагеря включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний.

Для изучения истории, природы родного края и экологических проблем конкретной территории планируются тематические и комплексные экскурсии.

Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуаль-     ных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий.

Экологическое и краеведческое образование и воспитание должно осуществляться в комплексе, через различные виды деятельности и систематически.

Этапы реализации программы:

Базовый этап (подбор и подготовка педагогического коллектива к реализации программы).

Конструктивный этап (реализация программы).

Обобщающий этап (анализ результатов смены, сопоставление полученных результатов)

Принципы деятельности лагеря.

  1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает:  посильность и конкретность любой деятельности для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
  2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
  3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений  и вредных привычек, формирование чувства ответственности  за свои поступки и действия.
  4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности

 

Режим работы

  • 30 — 8.45 — прием детей
  • 45 — 9.00 – утренняя зарядка (гимнастика)
  • 00 – 9.30 – завтрак
  • 30 – 9.40 – линейка, организационный момент «План на день»
  • 40 -10.30 – работа на пришкольном участке
  • 30-11.30 – экологический ликбез, практические занятия
  • 30-12.00 – оздоровительные мероприятия,

интеллектуальные  игры

  • 00-12.45  – обед
  • 45 -13.30 – развлекательные мероприятия
  • 30-14.00  – полдник
  • 00-14.30 – организационный момент «Подведение итогов дня»

 

Механизм реализации программы

Содержательная часть программы реализуется в течении 21 дня. Основное время отводится проектно-исследовательской работе, сочетающей, как учебно-трудовую, так и образовательную деятельность.

Каждый день, в течении 1 часа, проводится теоретическое изучение материала образовательной части, которое завершается занятием из практической части (практикум, экскурсия, игра и т.д.), продолжительностью от 1 до 4 часов, большая часть из которых проводится на открытом воздухе, в природе. Программой предусмотрено выполнение конкретных посильных практических дел (экологический патруль, озеленение и уборка школьной территории и т.д. ) и исследований.

На проведения мероприятий воспитательной и оздоровительной части отводится ежедневно по 1 часу.

 

Эколого-краеведческое направление

Наименование темы Теоретическое занятие Практические занятия
В помещении На местности
1 Экология. Цивилизация. Культура 1 1 1
2 Экология окружающей среды 2 4
3 Экологический паспорт населённого пункта 1 1 1
4 Охрана природы и туризм 2  2 1
  Итого 6 4 7
  Итого 17 часов

 

  1. Экология. Цивилизация. Культура (3 часа)

Теоретическая часть — 1 час

Глобальные экологические проблемы человечества. Режим природы – основа жизни. Региональные экологические проблемы.

Практическая часть — 2 часа

Дискуссия – практикум «Экологические проблемы Земли и пути их решения».
Игра на местности «Посвящение в экологи».

  1. Экология окружающей среды (6 часов)

Теоретическая часть -2 часа

Атмосферный воздух, водные ресурсы: проблемы их использования и охраны.
Влияние шума на организм человека. Взаимодействие организмов в природе. Животные и растения населённого пункта. Растения индикаторы окружающей среды. Лекарственные растения населённого пункта.

Практическая часть — 4 часа

Практикум «Оценка состояния воды в реке». Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах».

Практикум «Заготовка лекарственных растений». Экскурсия «Флора и фауна населённого пункта».
Экскурсия – практикум «Определение экологического состояния воздуха»
Практикум «Озеленение территории школьного двора»

  1. Экологический паспорт населённого пункта (3 часа)

Теоретическая часть 1 час

Населённый пункт, в котором я живу. Методы изучения экологического состояния среды. Эстетическая роль и значение зелёных насаждений.

Практическая часть — 2 часа

Экскурсия «Экологическое изучение растительности. Биологические особенности основных пород деревьев, используемых в озеленении территории и в парке».

Практикум  «Поисковая работа «Работа с картой с.Тас-Юрях»

  1. Охрана природы и туризм (5 часов)

Теоретическая часть — 2 часа

Правила поведения в природе. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях. Погода и её предсказания.

Практическая часть — 3 часов

Экскурсия в краеведческий музей.
Путешествие по экологическим сказкам.

Поход на природу с ночевкой на окрестность «Байбал». Изучение истории, легенды этого урочища.

 

II Воспитательное направление

Направления деятельности 1 неделя 2 неделя 3 неделя
Самоуправление Выборы актива, ежедневное и итоговое подведение итогов. Организация жизнедеятельности звеньев
Общественно-полезная Работа на пришкольном участке, трудовой десант, рейд «Чистая улица» Трудовой десант «Школьный двор» Тимуровская работа «Рядом ветеран», с 70-летним юбилеем ВОВ
Художественно-эстетическая Конкурс рисунков и фотографий «Моя малая родина» Творческий конкурс «Моя малая родина», конкурс рисунков «Природа родного края», конкурс-выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия». Конкурс на лучшую инсценировку «В гостях у сказки», посвященный «Году литературы» конкурс  рисунков «Мирное лето», посвященная 50- летию Мирнинского района
Познавательная Игра «Будем знакомы», Викторины: «Знаешь ли ты историю «Мирнинского района» — 50 летию, «Города Мирный» — 60-летию, «Села Тас-Юрях» — 120 летию;

 

Игра «Путешествие по родной стране»; Поле чудес «Красная книга РС (Я)». Конкурс стихов о «О г.Мирном», «Тас-Юрях – моя малая Родина»

 

 

 

III Спортивно-оздоровительное направление

  1. Ежедневная утренняя зарядка «Мы проснулись!».
  2. Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»
  3. Беседы: «Первая помощь при укусе насекомым»; «Чем опасны клещи»; «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»; «Первая помощь при переломах, ожогах. кровотечениях».

 

 

План мероприятий эколого-краеведческого лагеря «Сарыал»

на базе МКОУ «СОШ№9 им. Р.В. Лонкунова»

   2015 года (I,II сезоны)

 

Дата Мероприятия ответственный
1-й день 1.Обсуждение плана работы лагеря

2. Игра «Будем знакомы»

3. Проведение инструктажа по технике безопасности и ППБ

 
2-й день Экология

1. Дискуссия – практикум «Экологические проблемы реки «Ботуобуйа» и пути их решения».

2. Игра экскурсия «Топонимика родного края»

2. Работа на пришкольном участке

 
3-й день 1.Практическая часть:

1.Игра «Поле чудес» тема игры «Красная книга РС (Я)»

2.Трудовой десант уборка пришкольного участка

3. Игра на свежем воздухе «Лапта»

 
4-й день Практическая часть:

1.    Путешествие по экологическим сказкам, посвященная «Году литературы»

2.    Трудовой десант «Чистая среда»

3.    Экологическая тропа с.Тас-Юрях

 
5-й день Практическая часть:

1.    Конкурс кроссвордов «Мирнинский район»

2.    Игра ТОК «Алмазная столица»

3.    Игры на свежем воздухе «Цепи-цепи кованный», «Штандэр».

 
6-й день Экология окружающей среды

1. Атмосферный воздух, водные ресурсы: проблемы их использования и охраны.

2.Конкурс рисунков и фотографий: «Мирное лето» посвященное 60-летию Мирнинского района

 
7-й день Экология окружающей среды

1. Растения индикаторы окружающей среды. Лекарственные растения населённого пункта.

2.Рейд «Чистая улица»

4. Игра на свежем воздухе «Зарница»

 
8-й день 1.Практическая часть: экскурсия- практикум «Лекарственные растения местности с.Тас-Юрях».

2. заготовка гербариев

3. Игры на свежем воздухе

 
9-й день 1. Практическая часть:
1. Коллективное сочинение «Моя малая Родина», — 120 летию с.Тас-Юрях

3. Игра «Весёлые старты».

 
10-й день Практическая часть:

1.    Экскурсия – практикум «Определение экологического состояния воздуха»

2.    Трудовой десант «Школьный двор»

3.    Игра «Путешествие по родному краю», посвященный 120-летию с.Тас-Юрях

 
11-й день Практическая часть:

1. Практикум «Озеленение территории школьного двора»

2. Беседа: «Первая помощь при переломах, ожогах. кровотечениях»

3. Конкурс  авангардной моды из бытовых отходов

4. Тимуровская работа «Рядом ветеран», посвященная 70-летию ВОВ

 

 
12-й день Экологический паспорт населённого пункта

1. Населённый пункт, в котором я живу. Методы изучения экологического состояния среды. Эстетическая роль и значение зелёных насаждений.

2. Конкурс рисунков «Волшебное животное»

 
13-й день Практическая часть:

1. Экскурсия «Экологическое изучение растительности. Биологические особенности основных пород деревьев, используемых в озеленении территории и в парке».

2. «Экологическая тропа» в сосновый бор «Разновидность грибов»

3. Занятия по интересам «Дело мастера боится»

 
14-й день Практическая часть:

1.    Поисковая работа «Работа с картой с.Тас-Юрях»

2.    Конкурс-выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия».

 
15-й день Охрана природы и туризм

1. Правила поведения в природе. Теоретические основы туризма.

2. «Знаешь ли ты историю «Мирнинского района» — посвященная 50 летию Мирнинского района,

3. Спортивные игры на свежем воздухе.

 
16-й день Охрана природы и туризм

1. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях. Погода и её предсказания.

2. Конкурс игрушки из природных материалов

3. «Веселые старты»

 
17-й день Практическая часть:

1.    Беседа: «Чем опасны клещи»

2.    Экскурсия-практикум «Ягоды»

3.    Конкурс фотографий «Это звонкое лето»

4.    Конкурс для девочек «Мисс Лето 2015»

 
18-й день Практическая часть:

4.    Конкурс на лучшую инсценировку «В гостях у сказки», посвященная «Году литературы»

5.    Праздничный концерт, чаепитие

6.    «Операция чемодан»

 

 

Кадровое обеспечение

Оздоровление  и развитие детей в значимой степени зависит от знаний, умений и подготовленности в работе тех взрослых, которые  организуют жизнедеятельности лагеря.

В реализации программы участвуют педагоги МКОУ «СОШ№9 им. Р.В. Лонкунова» (воспитатели лагеря)

 

Число воспитанников: I сезон – 40 уч., II сезон – 45 уч.,

Ожидаемые результаты

  1. Исследовательские умения:
    • Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях;
    • Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
  2. Организационно — пропагандистские умения:
    • Применение знаний законодательства об охране природы;
    • Планирование практических дел по охране природы;
    • Пропаганда эколого-туристической культуры;
    • Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Поведенческие умения:
    • Формирование умений правильного поведения в природе;
  4. Опознавательные умения:
    • Распознавание объектов природы;
    • Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
  5. Преобразовательные умения:
    • Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.

 

Список использованной литературы

  1. «Закон об образовании РФ»
  2. «Конвенция о правах ребенка»
  3. Махалова И.В., Е.И. Николаева . «Воспитание здорового ребенка» -М. Просвещение, 2001.
  4. Рассыпное В.А., Патрушева Л.И. Методика экологического образования учащихся Б. 2001.
  5. Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2007.
  6. Целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *