Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 им. Р.В. Лонкунова»
П Р О Г Р А М М А
летнего эколого-краеведческого лагеря
«Сарыал»
Разработчики:
Иевлева А.Н., педагог-организатор школы
Кычкина С.А.- начальник ЛОУ
Чоноева А.И. – воспитатель ЛОУ
с. Тас-Юрях, 2015г.
Скажи мне – и я не забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица
Пояснительная записка
МКОУ СОШ №9 им. Р.В. Лонкунова ряд лет работает над реализацией экологического воспитания: учебного, исследовательского, игрового, пропагандистского, общественно-полезного, т. к. одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников.
Экологическая культура — неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы.
Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа эколого-краеведческого лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности, воспитывает бережное отношение к природе.
Программа включает в себя следующие направления:
- образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
- воспитательное;
- спортивно-оздоровительное направление.
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа, туристические походы.
Теоретическая часть программы эколого-краеведческого лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры, защиту рефератов, разработку экологических и краеведческих проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве территории села и школы, очистка берегов реки от мусора, работа на пришкольных учебно-опытных участках, теплице.
Эколого-краеведческий лагерь это ещё и школа жизни: в походах дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.
Программа работы эколого-краеведческого лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических и краеведческих знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.
Задачи:
- воспитательные:
- вовлечение каждого участника смены в коллективный процесс.
- Вовлечение творческую и исследовательскую деятельности;
- приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;
- формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;
- формирование у детей здорового образа жизни.
- организационно – практические:
- развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской деятельности у детей;
- формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения и составление экологического паспорта с. Тас-Юрях.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, в области дополнительного эколого-краеведческого образования. Смена учебной деятельности, на альтерна- тивные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности отряда, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Данный лагерь предназначен для воспитания экологической культуры и получения дополнительных знаний в области экологии, краеведения разновозрастной группой детей и подростков, получивших первоначальные знания на уроках природоведения, окружающего мира, истории.
Максимально широкий спектр возможных творческих и познаватель- ных мастер-классов способствует развитию у детей различных умений и навыков для исследовательской работы.
В программу работы эколого-краеведческого лагеря включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний.
Для изучения истории, природы родного края и экологических проблем конкретной территории планируются тематические и комплексные экскурсии.
Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуаль- ных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий.
Экологическое и краеведческое образование и воспитание должно осуществляться в комплексе, через различные виды деятельности и систематически.
Этапы реализации программы:
Базовый этап (подбор и подготовка педагогического коллектива к реализации программы).
Конструктивный этап (реализация программы).
Обобщающий этап (анализ результатов смены, сопоставление полученных результатов)
Принципы деятельности лагеря.
- Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: посильность и конкретность любой деятельности для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
- Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
- Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
- Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности
Режим работы
- 30 — 8.45 — прием детей
- 45 — 9.00 – утренняя зарядка (гимнастика)
- 00 – 9.30 – завтрак
- 30 – 9.40 – линейка, организационный момент «План на день»
- 40 -10.30 – работа на пришкольном участке
- 30-11.30 – экологический ликбез, практические занятия
- 30-12.00 – оздоровительные мероприятия,
интеллектуальные игры
- 00-12.45 – обед
- 45 -13.30 – развлекательные мероприятия
- 30-14.00 – полдник
- 00-14.30 – организационный момент «Подведение итогов дня»
Механизм реализации программы
Содержательная часть программы реализуется в течении 21 дня. Основное время отводится проектно-исследовательской работе, сочетающей, как учебно-трудовую, так и образовательную деятельность.
Каждый день, в течении 1 часа, проводится теоретическое изучение материала образовательной части, которое завершается занятием из практической части (практикум, экскурсия, игра и т.д.), продолжительностью от 1 до 4 часов, большая часть из которых проводится на открытом воздухе, в природе. Программой предусмотрено выполнение конкретных посильных практических дел (экологический патруль, озеленение и уборка школьной территории и т.д. ) и исследований.
На проведения мероприятий воспитательной и оздоровительной части отводится ежедневно по 1 часу.
Эколого-краеведческое направление
№ | Наименование темы | Теоретическое занятие | Практические занятия | |
В помещении | На местности | |||
1 | Экология. Цивилизация. Культура | 1 | 1 | 1 |
2 | Экология окружающей среды | 2 | — | 4 |
3 | Экологический паспорт населённого пункта | 1 | 1 | 1 |
4 | Охрана природы и туризм | 2 | 2 | 1 |
Итого | 6 | 4 | 7 | |
Итого 17 часов |
- Экология. Цивилизация. Культура (3 часа)
Теоретическая часть — 1 час
Глобальные экологические проблемы человечества. Режим природы – основа жизни. Региональные экологические проблемы.
Практическая часть — 2 часа
Дискуссия – практикум «Экологические проблемы Земли и пути их решения».
Игра на местности «Посвящение в экологи».
- Экология окружающей среды (6 часов)
Теоретическая часть -2 часа
Атмосферный воздух, водные ресурсы: проблемы их использования и охраны.
Влияние шума на организм человека. Взаимодействие организмов в природе. Животные и растения населённого пункта. Растения индикаторы окружающей среды. Лекарственные растения населённого пункта.
Практическая часть — 4 часа
Практикум «Оценка состояния воды в реке». Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах».
Практикум «Заготовка лекарственных растений». Экскурсия «Флора и фауна населённого пункта».
Экскурсия – практикум «Определение экологического состояния воздуха»
Практикум «Озеленение территории школьного двора»
- Экологический паспорт населённого пункта (3 часа)
Теоретическая часть 1 час
Населённый пункт, в котором я живу. Методы изучения экологического состояния среды. Эстетическая роль и значение зелёных насаждений.
Практическая часть — 2 часа
Экскурсия «Экологическое изучение растительности. Биологические особенности основных пород деревьев, используемых в озеленении территории и в парке».
Практикум «Поисковая работа «Работа с картой с.Тас-Юрях»
- Охрана природы и туризм (5 часов)
Теоретическая часть — 2 часа
Правила поведения в природе. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях. Погода и её предсказания.
Практическая часть — 3 часов
Экскурсия в краеведческий музей.
Путешествие по экологическим сказкам.
Поход на природу с ночевкой на окрестность «Байбал». Изучение истории, легенды этого урочища.
II Воспитательное направление
Направления деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Самоуправление | Выборы актива, ежедневное и итоговое подведение итогов. Организация жизнедеятельности звеньев | ||
Общественно-полезная | Работа на пришкольном участке, трудовой десант, рейд «Чистая улица» | Трудовой десант «Школьный двор» | Тимуровская работа «Рядом ветеран», с 70-летним юбилеем ВОВ |
Художественно-эстетическая | Конкурс рисунков и фотографий «Моя малая родина» | Творческий конкурс «Моя малая родина», конкурс рисунков «Природа родного края», конкурс-выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия». | Конкурс на лучшую инсценировку «В гостях у сказки», посвященный «Году литературы» конкурс рисунков «Мирное лето», посвященная 50- летию Мирнинского района |
Познавательная | Игра «Будем знакомы», Викторины: «Знаешь ли ты историю «Мирнинского района» — 50 летию, «Города Мирный» — 60-летию, «Села Тас-Юрях» — 120 летию;
|
Игра «Путешествие по родной стране»; Поле чудес «Красная книга РС (Я)». | Конкурс стихов о «О г.Мирном», «Тас-Юрях – моя малая Родина»
|
III Спортивно-оздоровительное направление
- Ежедневная утренняя зарядка «Мы проснулись!».
- Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»
- Беседы: «Первая помощь при укусе насекомым»; «Чем опасны клещи»; «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»; «Первая помощь при переломах, ожогах. кровотечениях».
План мероприятий эколого-краеведческого лагеря «Сарыал»
на базе МКОУ «СОШ№9 им. Р.В. Лонкунова»
2015 года (I,II сезоны)
Дата | Мероприятия | ответственный |
1-й день | 1.Обсуждение плана работы лагеря
2. Игра «Будем знакомы» 3. Проведение инструктажа по технике безопасности и ППБ |
|
2-й день | Экология
1. Дискуссия – практикум «Экологические проблемы реки «Ботуобуйа» и пути их решения». 2. Игра экскурсия «Топонимика родного края» 2. Работа на пришкольном участке |
|
3-й день | 1.Практическая часть:
1.Игра «Поле чудес» тема игры «Красная книга РС (Я)» 2.Трудовой десант уборка пришкольного участка 3. Игра на свежем воздухе «Лапта» |
|
4-й день | Практическая часть:
1. Путешествие по экологическим сказкам, посвященная «Году литературы» 2. Трудовой десант «Чистая среда» 3. Экологическая тропа с.Тас-Юрях |
|
5-й день | Практическая часть:
1. Конкурс кроссвордов «Мирнинский район» 2. Игра ТОК «Алмазная столица» 3. Игры на свежем воздухе «Цепи-цепи кованный», «Штандэр». |
|
6-й день | Экология окружающей среды
1. Атмосферный воздух, водные ресурсы: проблемы их использования и охраны. 2.Конкурс рисунков и фотографий: «Мирное лето» посвященное 60-летию Мирнинского района |
|
7-й день | Экология окружающей среды
1. Растения индикаторы окружающей среды. Лекарственные растения населённого пункта. 2.Рейд «Чистая улица» 4. Игра на свежем воздухе «Зарница» |
|
8-й день | 1.Практическая часть: экскурсия- практикум «Лекарственные растения местности с.Тас-Юрях».
2. заготовка гербариев 3. Игры на свежем воздухе |
|
9-й день | 1. Практическая часть: 1. Коллективное сочинение «Моя малая Родина», — 120 летию с.Тас-Юрях 3. Игра «Весёлые старты». |
|
10-й день | Практическая часть:
1. Экскурсия – практикум «Определение экологического состояния воздуха» 2. Трудовой десант «Школьный двор» 3. Игра «Путешествие по родному краю», посвященный 120-летию с.Тас-Юрях |
|
11-й день | Практическая часть:
1. Практикум «Озеленение территории школьного двора» 2. Беседа: «Первая помощь при переломах, ожогах. кровотечениях» 3. Конкурс авангардной моды из бытовых отходов 4. Тимуровская работа «Рядом ветеран», посвященная 70-летию ВОВ
|
|
12-й день | Экологический паспорт населённого пункта
1. Населённый пункт, в котором я живу. Методы изучения экологического состояния среды. Эстетическая роль и значение зелёных насаждений. 2. Конкурс рисунков «Волшебное животное» |
|
13-й день | Практическая часть:
1. Экскурсия «Экологическое изучение растительности. Биологические особенности основных пород деревьев, используемых в озеленении территории и в парке». 2. «Экологическая тропа» в сосновый бор «Разновидность грибов» 3. Занятия по интересам «Дело мастера боится» |
|
14-й день | Практическая часть:
1. Поисковая работа «Работа с картой с.Тас-Юрях» 2. Конкурс-выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия». |
|
15-й день | Охрана природы и туризм
1. Правила поведения в природе. Теоретические основы туризма. 2. «Знаешь ли ты историю «Мирнинского района» — посвященная 50 летию Мирнинского района, 3. Спортивные игры на свежем воздухе. |
|
16-й день | Охрана природы и туризм
1. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях. Погода и её предсказания. 2. Конкурс игрушки из природных материалов 3. «Веселые старты» |
|
17-й день | Практическая часть:
1. Беседа: «Чем опасны клещи» 2. Экскурсия-практикум «Ягоды» 3. Конкурс фотографий «Это звонкое лето» 4. Конкурс для девочек «Мисс Лето 2015» |
|
18-й день | Практическая часть:
4. Конкурс на лучшую инсценировку «В гостях у сказки», посвященная «Году литературы» 5. Праздничный концерт, чаепитие 6. «Операция чемодан» |
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значимой степени зависит от знаний, умений и подготовленности в работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельности лагеря.
В реализации программы участвуют педагоги МКОУ «СОШ№9 им. Р.В. Лонкунова» (воспитатели лагеря)
Число воспитанников: I сезон – 40 уч., II сезон – 45 уч.,
Ожидаемые результаты
- Исследовательские умения:
- Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях;
- Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
- Организационно — пропагандистские умения:
- Применение знаний законодательства об охране природы;
- Планирование практических дел по охране природы;
- Пропаганда эколого-туристической культуры;
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Поведенческие умения:
- Формирование умений правильного поведения в природе;
- Опознавательные умения:
- Распознавание объектов природы;
- Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
- Преобразовательные умения:
- Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.
Список использованной литературы
- «Закон об образовании РФ»
- «Конвенция о правах ребенка»
- Махалова И.В., Е.И. Николаева . «Воспитание здорового ребенка» -М. Просвещение, 2001.
- Рассыпное В.А., Патрушева Л.И. Методика экологического образования учащихся Б. 2001.
- Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2007.
- Целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи».